Национальный проект «Образование» поставил перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации. Данные цели можно реализовать только через создание системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций обучающихся. Одна из наиболее эффективных стратегий, отвечающая данным целям - методология наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка обучающихся. В МБОУ «ООШ п. Пригородный» второй год реализуется программа наставничества спортивной направленности в формате «Ученик – ученик».
Организация работы наставника предполагает решение индивидуальных конкретных задач и потребностей наставляемых, исходя из цели взаимодействия и ресурсов наставника, определенных в ходе предварительного анализа.
Цель практики: создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, формирования эффективной системы поддержки, самоопределения всех обучающихся в возрасте от 8 лет.
Задачи практики:
1. Обеспечить улучшение показателей по реализации общеобразовательных, дополнительным общеобразовательных программ и программ внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности;
2. Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном обществе;
3. Раскрытие личностного потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории.
Ожидаемые результаты:
- высокий уровень включенности наставляемых и наставников во все социальные, культурные, спортивно-оздоровительные и образовательные процессы школы;
- рост посещаемости внеурочных занятий по ЗОЖ, спортивных секций, успешная сдача норм ГТО и т.д.;
- повышение успеваемости, самооценки обучающегося и улучшение эмоционального фона класса.
С помощью наставничества решаются следующие проблемы обучающегося:
- Невозможность качественной самореализации наставляемого в рамках образовательного процесса (уроки, внеурочная деятельность).
- Низкая мотивация к учебе и саморазвитию, в т.ч. занятиям спортом, деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
- Конфликтность в классном коллективе.
Формы организации наставничества:
- Групповые, в парах практические занятия.
- Индивидуальные занятия с наставляемыми по обучению навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.
- Участие в спортивных соревнованиях, в которых наставник с наставляемым выступают за одну команду.
- Просмотр кинофильмов и соревнований.
- Самостоятельные тренировки по заданию наставника, педагога.
Таким образом, организация наставничества в формате «ученик-ученик» помогает решить такие педагогические задачи, как освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории, воспитание положительных лидерских качеств личности, психологической устойчивости, обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и культуры здорового образа жизни.